Если вы в последний раз рисовали в детстве, а хочется украсить дом собственными картинами, можно обратиться в художественную студию. Мы побывали в гостях у художницы Ирины Говрас @govras_studio. Она проводит занятия и мастер-классы для детей и взрослых, обучая их различным техникам рисования.
Ирина рассказала, как ей удалось превратить свою небольшую студию в уютное пространство, из которого ученикам не хочется уходить, зачем в студии фотозона в парижском стиле, и как красивый диван помогает получить бесплатную рекламу в социальных сетях.
Как возникла идея открыть свою студию живописи? Что вдохновило вас на ее создание?
— Вернувшись из Москвы в родной город на самом юге Сибири по личным причинам, я задалась вопросом, чем могу заняться. Делала что умела: писала картины на заказ и работала графическим дизайнером. Работа из дома быстро наскучила, не хватало живого общения с людьми.
Однажды по просьбе подруг устроила для них мастер-класс по написанию горного пейзажа. В результате мы не только приятно провели 3 часа времени, но и написали картины на хорошем уровне. Восторг подруг и мою радость за них, смешанную с удивлением, не описать словами! Это стало отправной точкой на пути к открытию собственной студии.
— Представляете, если бы не тот вечер, столько людей из моего города могли не узнать, что рисовать — не так уж и сложно, и у многих из них есть способности, о которых они не подозревали, — говорит Ирина. — И мне кажется, как только человек находит свое предназначение, вся вселенная начинает помогать ему.
Подходящее помещение я не искала, оно само меня нашло. Как только я озвучила вслух свою мечту, знакомые предложили снять этот кабинет. Он давно пустовал, видимо, ждал меня (смеется).
Какой, по-вашему мнению, должна быть студия? Имеет ли значение для художника окружающая обстановка?
В первую очередь при создании студии я пыталась встать на место человека, который захотел порисовать вне дома. Причем ориентировалась не только на гостей, но и на себя и свои потребности. Ведь человек может сам купить краски и холст, найти видеоурок и написать пейзаж, но в студию он идет за особенной атмосферой.
Ошибка большинства студий в том, что за холстом и преподавателем больше ничего нет. Интерьер, музыка, запахи, вкусы — все это напрямую влияет на настроение, вдохновение, желание творить.
Есть ли какие-то особенности обустройства художественных студий?
В студии должны быть обустроены две основные зоны: рабочая и зона хранения материалов и картин гостей. А в студии с душой есть еще и место для отдыха и общения.
Что касается рабочей зоны, большое значение имеет освещение, естественное и искусственное. Важно, чтобы хватало места для комфортной работы каждого художника. Не стоит этим злоупотреблять и наполнять маленькое помещение большим количеством учеников.
В моей небольшой по площади студии три зоны: входная с углублением для размещения бытовых предметов и маленькой гардеробной, рабочая, где расположены столы, мольберты и стеллаж для хранения. А любимая и самая красивая — зона отдыха.
Единственное, чего мне здесь не хватает, это раковины. Есть только общий санузел на этаже. В остальном меня все устраивает.
Кто разрабатывал дизайн и занимался обустройством?
Как человек с чувством прекрасного, я не могла лишить себя удовольствия самостоятельно разработать дизайн. К тому же картинку, как все должно выглядеть, я уже держала в своей в голове.
Единственной сложностью, с которой столкнулась в процессе оформления, стал выбор цветовой палитры. Особенно дивана. Ох, сколько же ночей я не спала, мысленно подставляя в интерьер сначала синий диван, потом коралловый. Под новый цвет дивана, как в конструкторе, менялась и вся концепция.
Так как планировалась шпалерная развеска картин, которая является главным акцентом, решено было остальное пространство сделать спокойным. Белый, светло-серый и бежевый на столах подошли идеально. К тому же человек, который долго рисует и смотрит в одну точку, должен отвлекаться от картины и дать глазу отдохнуть. Именно поэтому я не украшала все стены декором, а оставляла свободное пространство.
Расскажите об особенностях меблировки. Есть ли какие-то интересные детали в интерьере?
Обустройство студии я начала прямо с порога, причем в прямом смысле. Даже коврик я подобрала необычный, связанный с искусством. На нем изображено лицо Лины Кавальери. Имя этой оперной певицы мало кому известно, а вот лицо очень узнаваемо в современном дизайне.
На стене у входа висит зеркало в красивом багете. Это подарок студии от моей семьи. Темно-коричневое дерево я состарила с помощью белой краски и серого воска, в цвет всего пространства.
Два рабочих стола прекрасно справляются с функцией разделения зон. Можно поставить их буквой «Г» и отделить входную зону от рабочей или рабочую от зоны отдыха. И красиво, и удобно.
И, конечно студия живописи не может обойтись без мольбертов. Места здесь немного, поэтому я выбрала складные модели, но чаще они стоят для красивой демонстрации работ. Маленькие настольные мольберты в неурочное время тоже служат подставками для картин.
Здесь же находится место для хранения. Мой лайфхак — оставить это место открытым. Всем интересна внутренняя кухня. Кто не мечтает подсмотреть, как устроена мастерская художника, какими красками он рисует, сколько кисточек имеет?
У меня все открыто для глаз, нет ни одного шкафа с дверцами, только тумбочка для посуды с выдвижной полочкой. Красиво все расставить помогают контейнеры и корзины. Мои ученики говорят, что любят разглядывать детали на стеллаже, декор и художественные материалы, и каждый раз замечают что-то новое.
Если поход в студию является полным погружением в творчество, даже чайные чашки могут вдохновить человека на дальнейшие свершения. Мои изготовлены в гончарной мастерской с особой любовью и заботой, сочетания фактур дарят приятные тактильные ощущения.
Для художника важно, чтобы в помещении было много света. Как вы решали проблемы с освещением?
Что касается освещения, мне очень повезло с окнами и потолками. Когда мы приступили к обустройству, здесь был стандартный подвесной потолок со встроенными лампами. При демонтаже выяснилось, что под ним скрываются дополнительные окна, а высота помещения гораздо выше, чем мы думали изначально.
Теперь у нас огромные окна, как в оранжереях. Из них льется столько света, что точечные лампы не нужны. Лучи солнца попадают на дискошар, и по всему пространству начинают бегать солнечные зайчики. Такие мелочи и создают атмосферу.
Зачем в студии живописи фотозона, и для чего там диван?
Коралловую кушетку Норфолк от Диван.ру я называю жемчужиной пространства. Здесь листают книги по искусству, пьют чай и обсуждают идеи будущих картин. Это зона отдыха, общения и одновременно зона для фотоснимков.
Чаще всего мои посетители — современные девушки, которые любят творчество и фотографии. Кто-то ведет блог или бизнес в соцсетях. Почему бы не совместить приятное с полезным? Написать картину и получить несколько красивых снимков.
Фотографии разлетаются в социальных сетях и становятся бесплатной рекламой студии (смеется). Позже стали поступать предложения проводить и профессиональные фотосъемки.
Почему вы решили оформить фотозону в парижском стиле?
Париж — мой любимый город, в котором витает дух творчества. Клод Моне, Дега, Ренуар, Гоген, Поль Сезанн — все это французские художники. Парижские квартиры навсегда поселились в моем сердце: большие окна, старый паркет елочкой, простая стена в сочетании с дорогим бархатным диваном и красным стулом Вернера Пантона. Классические картины на одной стене вместе с современными.
Захотелось передать это особенное настроение. Диван и шпалерная развеска картин, Которая, кстати, появилась во Франции в XVII в., прекрасно справились.
Что помогает поддерживать вдохновляющую атмосферу и настраивает на творческий лад?
Рисование под французскую музыку, теплые разговоры в перерыве за чашечкой свежезаваренного чая, запах аромасвечей, книги о творчестве великих художников, солнечный зайчики, фотосессия в приятной обстановке — все это создает уникальную атмосферу и превращает поход в студию в настоящее событие!
Каждый предмет, на который падает взгляд, по-своему красив или, по меньшей мере, интересен. Даже салфетки для работы я стараюсь подбирать так, чтобы сочетались с картиной в кадре. В такой обстановке человек отвлекается от повседневных забот и наполняется положительными эмоциями.
Опишите свою идеальную студию — студию мечты
На данный момент о лучшей студии и лучших учениках я не могу и мечтать. Я счастлива, что решилась на создание студии, и она именно такая, как я хотела.
Что бы вы посоветовали тем, кто задумался о создании художественной студии?
Создавать пространство как для себя. Стараться не увеличивать количество посетителей, а ориентироваться на качество, на комфорт гостей. Пока таких студий не так уж и много.
Люди чувствуют, когда создатели любят свое дело, а когда для них это только бизнес. Возможно, заслуга маленького города, но за год существования студии я ни разу не давала рекламу, а учеников становится все больше.
За что вы любите свою студию? Получилось ли создать интерьер, в котором вам и ученикам хорошо и комфортно?
Студию люблю за ее компактность, которая дает возможность раскрыться людям на индивидуальных занятиях, за большие окна, в которые всегда светит солнце. Конечно, за мою любимую кушетку, на которой я отдыхаю после мастер-классов и обрабатываю фотографии учеников.
В начале пути я не ожидала, что быть наставником и проводником в мир искусства — это лучшее, чем я могу заниматься. Я испытываю гораздо большую радость от успехов учеников, чем от собственных маленьких побед. Так приятно, когда человек приходит со словами «я совсем не умею рисовать», а уходит счастливый: «Оказывается, я художник!»
За один год работы я обрела не только постоянных учеников, но и подруг, потому что люди приходят заниматься творчеством с открытым сердцем и позитивным настроем. Особенно сильный энергообмен происходит на индивидуальных занятиях. Быть вдохновителем для людей — это, без преувеличения, оказалось счастьем. Как же я благодарна тому случайному мастер-классу у меня дома, с которого все началось!
Фото из личного архива Ирины Говрас @govras_studio