«Белое золото» — так называли фарфор. Он появился в Китае, секрет изготовления держали за семью печатями. Долгое время и алхимики, и ученые всего остального мира пытались разгадать его. Когда это удалось, оказалось, что ничего магического в фарфоре нет — в составе всего три ингредиента: каолин, кварц и полевой шпат. Но несмотря на это, тонкий, изящный, полупрозрачный — он и сегодня завораживает.
Фото: Cuong Duyen ceramics / Unsplash
Что за книга

Любовь автора к фарфору началась с небольших сувениров для друзей и близких и постепенно превратилась в бизнес. Первая и пока единственная книга Екатерины «Фарфор. Иллюстрированная история» вышла в издательстве «Эксмо» в 2023 году. В ней три части: первая посвящена истории фарфора, вторая — уникальным техникам, темам изображений, а также тому, какой след оставлял каждый новый век на фарфоровых изделиях. Третья глава — о нюансах коллекционирования.
Родом из Китая
Точно неизвестно, когда фарфор был изобретен. Обычно упоминают 7 век до нашей эры — период правления династии Тан. Но некоторые ученые считают, что это произошло еще раньше — в 14 веке до нашей эры.
Есть и еще один нюанс. Наряду с разногласиями по поводу «даты рождения», отсутствует и единое мнение по поводу того, что считать фарфором. Например, в России так называют исключительно тонкие и нежные изделия, сделанные из смеси, в которой глины (каолина) не более 50 %. В Китае так могут определить и фаянс, где содержание глины, причем не только каолина, но и вторичной, обладающей более высокой пористостью, может доходить до 85 %.
В любом случае секрет изготовления как фаянса, так и фарфора китайцы держали в строжайшем секрете много столетий и долгое время являлись единственными его производителями и поставщиками.
Фото: Cuong Duyen ceramics / Unsplash
Фарфор стоил так дорого, что кусочки его иногда оправляли в золото и использовали для украшения церковной утвари или в качестве ювелирных изделий.
Проникновение в Европу
Годом рождения фарфора в Европе принято считать 1708, когда Иоганн Фридрих Бёттгер, саксонский алхимик и золотых дел мастер, перепробовав массу способов и вариантов, получил, наконец, ту самую белую смесь.
Двумя годами позже была открыта первая европейская фарфоровая мануфактура в замке Альбрехтсбург в Мейсене, которая оставалась производственным центром более 150 лет.
Впрочем, долго хранить секрет изготовления европейского фарфора не удалось, поэтому постепенно мануфактуры начали появляться и в других странах: Австрии, Франции, Германии, Великобритании, России.
Фото: Hispanolistic / iStockphoto.com
Отечественный — не хуже
Российские послы еще при Петре I привозили ко двору фарфоровые китайские вазы и столовую посуду. Стоило все это невероятно дорого.
В 1745 году дочь Петра — Елизавета — получила в подарок от курфюрста Саксонии сервиз невероятной красоты. Императрица загорелась идеей организовать производство на родине. Для этого формулу фарфора потребовалось буквально изобрести заново.
Это удалось Дмитрию Виноградову, другу и однокашнику Михаила Ломоносова: в 1746 году он получил достойные образцы на основе белой гжельской глины. А ровно 10 лет спустя, в 1756, на петербургской порцелиновой мануфактуре изготовили сервиз для Елизаветы Петровны — с пурпурно-золотой росписью, рельефным узором и волнистым краем.
Спустя еще девять лет, в 1765 году, порцелиновая мануфактура обрела вид, в котором мы ее знаем и сейчас, и стала Императорским фарфоровым заводом.
Развивались и частные предприятия. Во второй половине 19 века появилось одно из крупнейших дореволюционных производств — «Товарищество М.С. Кузнецова». На нем изготавливался как элитный фарфор (знаменитые темно-малиновые, небесно-голубые и черные изделия), так и гораздо более доступный фаянс.

Как появляется рисунок
Бельё — первое воплощение фарфора: необработанная заготовка, которой предстоит пройти обжиг, роспись и глазурование.
Бисквит — неглазурованный белый фарфор с матовой, бархатистой и слегка шероховатой поверхностью, напоминающей мрамор. Так может выглядеть изделие уже в готовом виде, но чаще всего этап бисквита — промежуточный.
Глазурование — так называют нанесение на поверхность тончайшего стекловидного слоя.
Дальше начинается самое настоящее волшебство — декорирование. В разное время изобретались все новые способы, и каждый поражал воображение:
- Ручная роспись. Первоначально каждое изделие расписывалось вручную — это говорило не только о высоком качестве, но и гарантировало невозможность повтора: чашки или блюдца могли быть очень похожими, но одинаковыми — никогда. Роспись может быть подглазурной (она более долговечная) и надглазурной.
- Деколь. Технология нанесения изображения по принципу переводных картинок. Она позволила удешевить производство, но в то же время исключила уникальность. Деколь требовала от мастера особой аккуратности — в противном случае на рисунке могли появиться проплешины.
- Золочение. В разное время экспериментировали с количеством драгоценного металла и способами обжига, а также с полировкой: позолота могла быть гладкой и блестящей, матовой и шероховатой.
- Ажурный орнамент. Эту тонкую работу могли выполнять в нескольких техниках: вырезать узор на еще не обожженном изделии (для этого требовались изрядные скорость и сноровка) или покрывать основание тончайшим слоем тканого кружева, а затем обжигать (ткань сгорала, узор оставался).
- Рельефный декор. Выпуклые элементы могли формироваться на этапе основной заготовки или прикрепляться к ней на специальные составы позже.
Фото: Phynart Studio / iStockphoto.com
Что изображали на фарфоре
Изображаемые предметы, сюжеты и мотивы постепенно усложнялись: появлялись классные мастера, менялась мода. А еще фарфор, как и любой другой бытовой предмет, отражал дух времени. На нем могли быть:
Цветы. Один из самых популярных видов росписи. Розы, ромашки, анютины глазки, анемоны, лилии и даже вьюнки — любые цветы, как одиночные, так и в составе композиций, могли покрывать изделия из фарфора. Иногда на одной чашке соседствовали нарисованные и лепные цветы — для большего объема.
Птицы. Синицы, воробьи, ласточки, павлины, фазаны, попугаи — птицы должны были смотреться симпатично. Их изображения символичны (орел — воплощение власти, гусь — чистоты, сова — мудрости). Поэтому пернатые в качестве декора встречались редко. Как правило, их дополняли цветами, растениями, бабочками и т.д.
Пейзажи и городские панорамы. Интерес к пейзажу возник в Европе в эпоху Ренессанса (17 век), но украшать фарфор такие картины начали только век спустя. Основой для вдохновения служили гравюры, акварели и другие живописные произведения. Пейзажи подразделялись на два типа: обычные (могли быть абстрактными и общими) и репрезентативные (изображались конкретные локации; такие изделия часто преподносились в качестве дипломатических подарков).
Люди и сюжеты. Этот мотив распространен в меньшей степени из-за сложности воплощения, но от этого не менее интересен. На фарфор переносили известные живописные произведения, портреты героев, иллюстрации к книгам, сказочных персонажей, представителей различных народностей в национальных костюмах и т.д. Позже возникло отдельное направление — фарфоровые статуэтки, выполняющие исключительно декоративную функцию.
Немного о коллекционировании
Высокая эстетическая и историческая ценность делают фарфор желанным объектом коллекционирования. Два в одном: и материальная выгода (фарфор — хорошая инвестиция, которая стабильно растет в цене), и удовольствие от созерцания.

Кресла бренда divan.ru
Что касается самого процесса коллекционирования, то собирание любых понравившихся фарфоровых изделий вряд ли можно назвать этим словом. Настоящее же коллекционирование выстраивается вокруг идеи. Это может быть:
- временной диапазон. Чем он уже — тем лучше;
- страна производства или определенная мануфактура. Майсенская мануфактура в Германии, Венская фарфоровая мануфактура, Севрская фарфоровая фабрика во Франции, Императорский фарфоровый завод в России;
- состав. Лиможский фарфор из каолина лиможских месторождений, английский костяной фарфор с добавлением золы из пережженных костей;
- стиль. Бидермайер, ампир, ар-деко, рококо;
- декор. Какой-то один или сочетание нескольких вариантов;
- изображение. Только цветы, только птицы, только пчелы или композиции из разных мотивов.
Шкафы-витрины бренда divan.ru
Вместо выводов
- Впервые произведенный в Китае, фарфор занимал и продолжает занимать особое место в сердцах коллекционеров и обычных людей, ценящих красоту.
- Долгое время формула фарфора держалась в строгом секрете, но в конце концов, смеси не хуже, а иногда и лучше китайских, изобрели в европейских странах и в России.
- Фарфор требует бережного обращения, поэтому хранить его лучше в закрытых шкафах, регулярно очищая от пыли.
- Необязательно коллекционировать дорогой антикварный фарфор. Основой для собрания могут стать и новые изделия, и винтажные, возрастом от 15–20 до 50 лет. Главное — получать удовольствие от процесса.
Фото: Vedanti / Pexels
Об авторе статьи
Ирина Пылыпив, автор блога «Книжная полка Ирэн Адлер».
